Чингачгуки, Большие Змеи тогда и сегодня

Кинематограф советского периода создал множество таких фильмов, которые не забываются. Они узнаются по нескольким кадрам на экране, крылатым словам, неповторимым песням и мелодиям, образам главных героев и мастерством воплощения их актерами. Шедеврам не подвластны границы и время. Они мгновенно переносят зрителя в свою эпоху, заставляя грустить, смеяться, любить и ненавидеть. И еще остается чуть-чуть ностальгии… Мы просто тогда были моложе.

goiko001jpg1

50 лет назад выходит на экраны серия фильмов по мотивам произведений Карла Мая. «Чингачгук Большой Змей», «Верная рука – друг апачей», «Виннету – вождь апачей», «Сыновья Большой Медведицы» и другие, превратившие всех пацанов в благородных индейцев и неустрашимых воинов. С кладовок и чуланов исчезали топоры, смутно напоминающие томагавки, бельевые веревки превращались в самодельные лассо, участник боевого племени был обязан имитировать боевой клич индейца. На стволы безмятежных деревьев сыпался град ударов боевого оружия. Отважные воины совершенствовали свое мастерство в метании томагавка.

Бесстрашный Чингачгук, созданный неподражаемым актером Гойко Митичем – один, но не единственный пример ярких киногероев того времени. Персонажи русских народных сказок стали нам значительно ближе, благодаря великолепной работе актеров. Советская мультипликация – классический эталон, который, я убежден, уже никогда не будет достигнут. Во время показа фильма «Семнадцать мгновений весны» милицейские сводки сообщали о снижении преступности. Перечень отечественных и зарубежных кинолент, оставивших долгий след в памяти зрителя, можно продолжать очень долго. Да, советский кинематограф был подвержен цензуре и многие работы, по этой причине не увидели свет. Но цензура – палка о двух концах. Сейчас ее нет. Особого восторга, глядя на продукцию кинематографа, тоже.

Так кто же герой нашего времени на экране? Я считаю, что это Криминал и неподкупный одиночка-полицейский, в лучшем случае, с небольшой командой. Эта горстка людей не жрамши, не спамши, под пулями, презирая опасности, расчищают для мирных граждан джунгли беззакония. Какими моральными принципами наделены сценаристы и режиссеры, считающие, что демонстрация насилия, изощренного садизма, похищения, расчленения, продажности – это необходимая каждому зрителю «клубничка», без которой сюжет не сюжет и фильм не фильм? Актеры, трудяги своей профессии, исполняют эти роли профессионально.

Кто платит — тот заказывает…Рядовой зритель телеэкрана не платит и имеет возможность щелкать пультом, где круглосуточно идут сериалы без начала, без конца, где каждое кривлянье актера сопровождается смехом, аплодисментами и другими эффектами. Ничего не нужно! За тебя и посмеются, и похлопают. Все хорошо.

Все сказанное – это мое личное мнение. Предполагаю, что те немногие фильмы с  человеческим сюжетом – первые ласточки эпохи возрождения Кино и ТВ. А может быть, я старею и ничего не понимаю?

Чингачгуки, Большие Змеи тогда и сегодня: 2 комментария

  1. Митич, конечно, хорош, и насчёт нынешнего состояния кинематографа я согласна, равно как и с тем, что отсутствие цензуры никому не прирастило крыльев. Единственное но: весь этот индейский цикл — всё-таки зарубежный, а не советский, хотя и попадает в советский период по времени. А первый абзац звучит так, словно его во всё советское записали. Вот если отнести его к советскому детству — тут я точно не возражаю. 🙂

    1. Я Вам признателен, Княгиня! Мало того, я с Вами даже согласен, с одной оговоркой. Сюжет и актеры зарубежные, согласен. Но, я сделал оговорку, что искусство не знает границ. Образ Робин Гуда создан не русской сказкой, однако, это имя знакомо всем, кто учился в советской школе. Замечание справедливое, признаю. Как-то надобно не повторять ошибок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *